Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №3 «Белоснежка» функционирует в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, а так же психолого-педагогическим требованиям к благоустройству дошкольных учреждений.
МБДОУ – отдельно стоящее, трехэтажное здание, центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в хорошем состоянии.
Групповые комнаты и спальные комнаты во всех группах отделены друг от друга. Все группы в достаточной мере обеспечены детской мебелью, игровым оборудованием, развивающими игрушками.
Состояние материально-технической базы МБДОУ соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического познавательного и социального развития детей и обеспечивают требования государственного образовательного стандарта.
К ним относятся:
- медицинский кабинет;
- изолятор;
- физиотерапевтический кабинет;
- кабинет массажа и ЛФК;
- музыкально-спортивный зал;
- кабинет педагога-психолога;
- кабинеты учителей- логопедов - 4;
- кабинеты учителя- дефектолога - 2;
- методический кабинет;
- бассейн.
Методический кабинет обеспечивает:
• Построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• Адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
• Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
• Взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, города.
Материал методического кабинета разделен на несколько разделов:
• Нормативные и инструктивные материалы;
• Методическая и справочная литература;
• Детская художественная литература;
• Методические материалы, рекомендации;
• Дидактический, наглядный (демонстрационный и раздаточный) материал.
В МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №3 "Белоснежка" функционирует 4 группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Кабинеты учителей-логопедов - представляют собой специально оборудованные отдельные помещения для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалистов. Оформление кабинетов учителей-логопедов создаёт для детей атмосферу психоэмоционального комфорта, соответствует требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров. В то же время атмосфера в кабинетах создаёт рабочий настрой и мотивирует детей на образовательную деятельность. Материально-техническая и методическая база кабинетов учителей-логопедов отвечает основным задачам, которые решают специалисты в процессе своей профессиональной деятельности. Логопедические кабинеты оснащены методической литературой, пособиями, дидактическими играми.
Кабинет педагога-психолога располагаются на третьем этаже учреждения. Кабинет предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической помощи детям, их родителям (законным представителям) и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также адаптации детей в коллективе.
Основная задача: обеспечение психологических условий оптимального психического развития детей в образовательном учреждении.
Основной принцип работы: индивидуальный подход к детям.
В кабинете имеются: технические средства обучения; методическая литература для работы с детьми, родителями и педагогами; диагностический инструментарий; дидактические и настольно-печатные игры; игрушки; пособия для использования нетрадиционных методов терапии.
В дошкольном учреждении функционирует 6 групп. В каждой группе имеется спальная комната, групповая, раздевалка, туалетная комната.
Развивающая предметно-пространственная среда построена в соответствии с возрастом детей, ФГОС и ФАОП ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда, созданная в МБДОУ, предоставляет условия для совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности дошкольников, позволяет варьировать способы и формы организации жизнедеятельности детского коллектива. Пространство групп представлено разграниченными зонами, оснащенными большим количеством развивающих материалов. Все предметы доступны детям.
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей по всем видам деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной, музыкально-художественной, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательской. В помещениях групп оформлены центры, которые оснащены необходимым оборудованием и атрибутами. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием:
центр двигательной активности пользуется большой популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: мячи, скакалки, ленточки, флажки; атрибуты для подвижных игр, утренней гимнастики;
центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие»;
центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в интеграции содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»;
центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
книжный центр, содержащий художественную и познавательную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей;
центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»;
центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников;
центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в интеграции содержания образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
центр патриотического воспитания. Оформление патриотических центров в детском саду, направленно на ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами, поможет педагогам в развитии у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Музыкальный зал. Функциональное использование: проведение музыкальной деятельности, утренней гимнастики, праздников, развлечений, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников, индивидуальных занятий с детьми, детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Музыкальный зал обеспечен необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с санитарными требованиями, зеркалами, стульями, музыкальным оборудованием для проведения музыкальных занятий. В данном помещении установлено мультимедийное оборудование, фортепиано, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты.
Спортивный зал предназначен для создания условий для сохранения и укрепления природного здоровья детей, для реализации их потребности в двигательной активности, обеспечения физической подготовленности каждого ребёнка.
В работе с детьми зал используется для проведения:
-
физкультурных занятий;
-
спортивных праздников;
-
физкультурных досугов;
-
тематических занятий;
-
открытых итоговых занятий;
-
театрализованных представлений;
-
индивидуальной и групповой работы с детьми.
Музыкально-спортивный оснащен современным оборудованием. Имеется разные тренажеры.
В нашем дошкольном учреждении для обучения детей плаванию имеется бассейн.Бассейн отвечает требованиям СанПиН к устройству, эксплуатации, качеству воды.
Каждая группа посещает бассейн по расписанию.Основной целью занятий в бассейне является закаливание и укрепление детского организма; обучение детей дошкольного возраста плаванию; создание основы для разностороннего физического развития.
В результате систематических занятий плаванием увеличивается сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность нервной системы, отчего ребенок становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке.
В бассейне имеются пособия и игрушки для эффективной организации занятий по плаванию, проведения упражнений и игр, способствующих успешному формированию навыков плавания: надувные круги разных размеров; плавательные доски большие (пенопластовые); плавательные доски маленькие (поролоновые); обручи, горизонтальный и вертикальный; гимнастические палки; ласты, соответствующие возрастным особенностям детей; нарукавники; поролоновые палки - «нудлсы»; «колобашки»; мячи резиновые разных размеров; мячи антистрессовые, плавающие и тонущие игрушки и многое другое.
Наличие оборудованных библиотек
В МБДОУ в методическом кабинете функционирует библиотека. Весь книжный фонд детского сада можно условно разделить на три части: книги для воспитателя (методическая и справочная литература), книги для детей и книги совместного пользования. Значительное место отводится в методическом кабинете периодическим изданиям профессиональной направленности. Дошкольное образовательное учреждение ежегодно оформляет подписку на периодическую печать журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ», «Справочник руководителя дошкольного учреждения», «Справочник старшего воспитателя», газета «Добрая Дорога Детства».
Наличие оборудованных объектов спорта
В детском саду созданы условия для двигательной активности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для организованной образовательной деятельности, проведения спортивной досуговой деятельности по физической культуре и организации оздоровительной работы с детьми, оказания образовательных услуг по физическому развитию, образовательное учреждение оборудовано: спортивным залом, бассейном, спортивной площадкой на территории детского сада.
Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ пользуются оборудованием спортивных центров в группах ДОУ, посещают спортивный зал, бассейн, спортивную площадку на территории учреждения. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
На территории учреждения имеется спортивная площадка.
На территории МБДОУ размещено металлическое оборудование:
- дуги разной высоты;
- спортивно-игровой комплекс (лестница, турник);
- 2 рукохода;
- стойки для волейбола с сеткой.
А так же имеется:
- асфальтированная беговая дорожка по кругу;
- яма для прыжков;
- 2 скамейки разной высоты;
- дорожка здоровья.
Перечень спортивного оборудования для спортзала:
№ п/п |
Наименование |
Количество |
|
Беговая дорожка (тренажёр)+диск «Здоровье» |
1 |
|
Велотренажёр |
1 |
|
Гантели детские |
9 |
|
Тренажер со штангой |
1 |
|
Дуга большая |
3 |
|
Спортивно – игровой комплекс «Карусель» |
1 |
|
Батуты |
2 |
|
Канат |
1 |
|
Канат-косичка |
1 |
|
Кегли |
27 |
|
Мат гимнастический |
3 |
|
Мешки для прыжков |
1 |
|
Мяч утяжеленный (набивной) |
20 |
|
Мешочки с песком |
15 |
|
Мячи волейбольные |
1 |
|
Набор для бадминтона |
4 |
|
Набор для игры в городки (набор) |
2 |
|
Гимнастическая палка |
22 |
|
Доска гладкая с зацепами |
1 |
|
Обручи большие |
14 |
|
Обручи малые |
12 |
|
Доска наклонная |
12 |
|
Доска с ребристой поверхностью |
3 |
|
Скакалки детские |
14 |
|
Султанчики |
20 |
|
Флажки |
30 |
|
Щит баскетбольный |
3 |
|
Канат для перетягивания |
1 |
|
Гимнастические коврики |
12 |
|
Бассейн сухой с пластмассовыми шарами |
1 |
|
Баскетбольные мячи |
13 |
|
Футбольные мячи |
5 |
|
Подвесные щиты для цели |
2 |
|
Напольный щит для цели |
1 |
|
Гимнастические скамейки |
2 |
|
Кольцебросы |
3 |
|
Клюшки |
15 |
|
Лыжи |
3 |
|
Прыгающий мяч с ручкой |
3 |
|
Кубы разной высоты |
5 |
|
Настенная лесенка (шведская стенка) |
4 |
|
Секундомер механический |
1 |
|
Тумба для спортинвентаря |
1 |
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Для продуктивной и творческой деятельности детей и сотрудников в образовательно-воспитательном процессе задействованы технические средства обучения: компьютеры, принтеры, проектор, музыкальные центры.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В учреждении имеется 6 компьютеров. Доступ к сети ИНТЕРНЕТ производится с 2 (двух) компьютеров.
Провайдер, предоставляющий услуги доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет в МБДОУ ПАО «Ростелеком».
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
http://www.ed.gov.ru - Сайт Министерства образования РФ
http://www.ipkps.bsu.edu.ru Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (см. раздел «Виртуальный методический кабинет» Дошкольное образование)
http://www.beluno.ru - Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области
http://mou.bsu.edu.ru – Электронный мониторинг образовательных учреждений Белгородской области.
http://edu-gubkin.ru – Официальный сайт управления образования и науки администрации Губкинского городского округа
www.doshcolniki.ru - Социально-педагогический портал «Дошкольники», разработан Центром здоровьесберегающих педагогических технологий г. Нижний Новгород. С помощью портала можно обмениваться мнениями с коллегами, специалистами и родителями, представлять педагогической общественности свои проекты, получать консультации квалифицированных специалистов, наиболее эффективно управлять педагогическим процессом.
http://tanja-k.chat.ru - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных учреждениях; литературный материал (считалки, загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки, кроссворды).
http://www.danilova.ru - Ранее развитие детей. На сайте представлены публикации по раннему развитию детей, книги для родителей и детей. Методика и опыт обучения по кубикам Зайцева. Ранее обучение математике. Простая и удобная поисковая система.
http://kinder-english.narod.ru - Английский язык для дошкольников. На сайте представлена информация по раннему обучению иностранному языку: статьи, публикации, рефераты. Дается информация о прошедших и планируемых российских и зарубежных конференциях. Для преподавателей - игры, наглядные пособия, советы, планы уроков. В разделе "Библиотека" - библиография печатных материалов по тематике сайта с краткими аннотациями, реклама учебных пособий и комментарии педагогов по результатам их применения в учебном процессе.
http://edu.rin.ru/preschool/index.html - Дошкольное образование. Сайт предназначен для дошкольников, их родителей, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Здесь можно найти много полезной информации по воспитанию и образованию детей от рождения и до 7 лет, каталог дошкольных учреждений городов России, литературу и игры для детей, ссылки на другие ресурсы, а также много просто интересной и занимательной информации.
http://www.kindereducation.com - «Дошколенок». Электронный журнал для детей и родителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, собранные по тематическим разделам: развитие речи, веселый счет, изостудия, психология, игры и конкурсы, будь здоров. На сайте также можно подписаться на рассылку «100 развивающих и обучающих игр для детей»
http://ranneerazvitie.narod.ru/almanah - Альманах «Раннее развитие». Сайт создан родителями, объединенными одним устремлением - максимально развить данные ребенка не в одной какой-либо области, а воспитать гармоничного человека. Публикации альманаха затрагивают различные аспекты раннего развития детей и разбиты на разделы, соответствующие различным возрастным группам: от 0 до 1 года, от 1 года до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 7 лет.
http://talant.spb.ru - Созидание талантов. Сайт Общества раннего детского обучения, создаваемый психологами, журналистами и педагогами и содержащий различные материалы для родителей, интересующихся вопросами раннего обучения и развития детей. Статьи, публикации и обсуждения разбиты на соответствующие разделы: цели и задачи; профессия: родитель; созидание талантов; родительский тест; детский психолог; ситуации; Вальдорфская педагогика; темпы и нормативы и др.
http://www.babylib.by.ru/ Библиотека маленького гения. Сайт предлагает психологические статьи, тексты книг и различную информацию о раннем развитии детей.
http://belmama.ru - Образовательный портал для родителей и педагогов, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Растимдетей.рф - Навигатор для современных родителей “Растим детей” - информационно-просветительский портал, на котором собраны лучшие практики родительства.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Оборудование территории, прилегающей к образовательной организации, и ее помещений с учетом доступности для инвалидов:
- оборудование входной группы пандусом;
- обеспечение доступности входа и передвижения по территории образовательной организации для инвалидов и маломобильных групп населения;
- наличие адаптированных поручней, расширенных дверных проемов.
В группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями ОДА оборудованы поручни, расширены дверные проемы.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Официальный сайт образовательной организации имеет версию сайта для слабовидящих. Для повышения качества образовательного процесса в детском саду используются электронные образовательные ресурсы:
- интерактивный стол (в методическом кабинете);
- ноутбук с развивающимся коррекционным комплексом с биоуправлением - «Тиммоко».